Печать
Зимний дворец за лужайкой около администрации п.Пржевальское (моя фантазия)

Очерки о культуре «второй столицы»

12.08.2006, СБ
Исторически так сложилось, что поселок Пржевальское (некогда центр Слободского района!) стал второй столицей Демидовского района. История поселка последнего десятилетия фактически придала ему статус «окна в Европу»: гости из разных стран Европы и Америки стали частыми посетителями самого сердца Национального парка «Смоленское Поозерье». По словам В.В. Колпакова, демидовская здравница – это лицо района (как Петербург – лицо России). Складывается впечатление, что Демидов—Пржевальское – это то же, что и Москва—Санкт-Петербург, в районных масштабах.
Питер – это главный оплот культуры нашей страны. Повторяет ли в этом поселок оставленный в наследство Петром город дворцов и фонтанов? Ответить на этот вопрос нелегко. Слишком сложно сравнивать богатый мегаполис с только что начинающим развиваться поселком. Поэтому пускай каждый для себя это решит сам, но выводы делает не на пустом месте.

Фундамент развития культуры: материальная база
Ни для кого не секрет, что развитие культуры в РФ долгое время (если не с самого образования федерации) финансируется из бюджета по остаточному принципу. Результаты такого отношения не замедлили сказаться и на нашем районе, в частности, поселке Пржевальское.
Уровень культуры оценивается не только по качественным, но и по количественным показателям. И оценка материальной стороны не высока.
Еще в 1996 году сгорело деревянное двухэтажное здание Дома Культуры. Предоставленное же организации новое помещение не отвечает санитарным нормам. Зимой в нем температура не поднимается выше +8°С. Не многим лучше ситуация в других организациях: всегда холодно в библиотеке, течет крыша в здании Пржевальского отделения Демидовской детской школы искусств.
"...Пржевальской средней школе повезло больше"
Пржевальской средней школе повезло больше. В свое время стараниями С.М. Турбаева (ее директора) были выделены значительные средства на ремонт.
Подарок 90-х годов – музей партизанской славы, строительство здания для которого уберегло Храм Вознесения от неподобающего использования (как известно, реставрация церкви началась именно с целью размещения в ней музея). Значительно пополнились фонды школьного музея стараниями Г.Л. Косенкова, учителя Пржевальской школы и автора нескольких книг о нашем крае.
В 1992 году был создан национальный парк, центр которого со временем был перенесен из д. Подосинки в наш поселок. Этот шаг привел не только к созданию новых рабочих мест и своей материальной базы, но и к активной педагогической, в том числе эколого-просветительской деятельности работников парка (например, В.А. Астаховой, О.А. Ивановой).
Живет и развивается санаторий. У него для этого есть все условия. Зато закрылась база отдыха «Сапшо». Долгое время был «под угрозой вымирания» детский сад. Его спасением стала передача организации в ведомство Пржевальской МСОШ.
Очень сложно сказать, стала ли в целом материальная база организаций, так или иначе связанных с культурой, лучше. Но факт, что в это дело нужно вкладывать значительные средства, – очевиден. Время идет. Вода камень точит. И камню требуется ремонт. Снова вопрос упирается в деньги, замыкая тем самым порочный круг.

Энтузиазм – достаточное или необходимое условие развития культуры?
Конечно, на энтузиазме долго не продержишься. Но и без него – никуда. Не будет желания – человек не посетит даже выставку картин из фондов Эрмитажа, пусть она и будет проходить в соседнем здании и совершенно бесплатно.
А жажда духовно наполненной жизни у «поозерян» есть. Это показал конкурс «50 лучших классных проектов», это дали понять мне мои собеседники, лица, давно расставшиеся со школьной скамьей:

Синий «голубь»
Голубь – это не только символ Святого Духа, чистоты и духовности. Это еще и символ почты. Именно эти птицы по легенде стали первыми почтальонами. На почтовом отделении п. Пржевальское мне довелось искать самые первые признаки духовной культуры. Моей собеседницей стала директор местного п/о – Надежда Васильевна Безверхняя.
Н.В. Безверхняя на своем рабочем месте
Корр: Надежда Васильевна, по вашим оценкам, жители п. Пржевальское стали читать больше газет?
Н.В.Б.: Конечно, меньше!
Корр: А какие газеты пользуются наибольшим спросом?
Н.В.Б.: Спросом пользуются самые дешевые и те, в которых пишется что-нибудь о пенсиях. Еще хорошо идет по подписке «Поречанка». Ну, а остальные резко падают в рейтингах. Каждый ищет свою газету. Выбор изданий теперь позволяет каждому найти что-то свое.
Корр: Чего, на ваш взгляд, не хватает местной прессе?
Н.В.Б.: Рекламы. Я имею в виду рекламы самих газет. Например, некоторые до сих пор «Поречанку» называют «Путем Ильича».
Чтение периодической литературы способствует постоянному самообразованию, помогает человеку шагать в ногу со временем. Из беседы с Н.В. Безверхней появилось предположение, что все меньшее количество жителей местного курорта к этому стремятся. Но не стоило делать поспешных выводов. В поселковой библиотеке мне рассказали о совершенно иной тенденции, и сразу стало понятно, куда исчезли подписчики.

В Царстве, где пылью не успевают покрыться страницы книг
Корр: Лариса Ивановна [заведующая отделом детской литературы Пржевальской «биб-ки»], говорят, что россияне стали читать больше. Можно ли утверждать то же по отношению к нашему поселку? Увеличилось ли число читателей? Стали ли брать книги чаще?
Л.И.Г.: Да. И это заметно. Особенно среди среднего звена, которое раньше вообще почти не посещало библиотеку, и старшеклассников. Заметный сдвиг в лучшую сторону есть.
Корр: Какая литература пользуется наибольшей популярностью?
Л.И.Г.: Очень много читают периодику. (!) Люди старшего поколения часто берут любовные романы и детективы, хотя эта литература относится к платному фонду. Кроме того, к удобству читателя в прошлом году в библиотеке появилось новое компьютерное обеспечение (наш информационный центр), которым чаще всего пользуются старшеклассники.
Корр: Насколько существенно пополняются библиотечные фонды?
Л.И.Г.: Очень плохо. За последние годы – разве что на несколько десятков книг. На мой взгляд, необходимо поменять фонды для старшеклассников. Книги очень сильно ветшают.
Корр: Проводит ли библиотека какую-либо культмассовую и культурно-просветительскую работу?
"Пеппи Длиныйчулок" на "сцене" библиотеки
Л.И.Г.: Конечно! У нас оформлены стенды, ведется альбом «Клуб Угадайка», проводятся конкурсы, встречи с местными знаменитостями и не только. В число таких мероприятий вошли встреча с поэтессой Светланой Бабуровой, литературная игра «Флора и Фауна», литературно-музыкальная композиция «Песня, опаленная войной». Проводятся систематические презентации книг местных авторов. Чаще всего это книги по экологии, издаваемые работниками НП. Работа ведется. Ведется, несмотря на то, что на нее практически не выделяются средства, что в здании всегда холодно, а зимой не вылезаем из больничных.
Лариса Ивановна Горбатенкова хорошо знает свое дело. Огромный опыт работы в насквозь продуваемой сквозняками школьной библиотеке помогает ей и на новом поприще. Школьники не забывают о ней и здесь, часто посещают готовящиеся для них мероприятия.
Но литературное просвещение в демидовском «Питере» на этом еще не заканчивается. Не стоит забывать об учителях-литературоведах. Ведь их вклад – самый важный. Покинув стены родной школы, я могу только благодарить свою учительницу литературы и русского языка – Зою Владиславовну Парфенову, за то, что она смогла мне дать, за то, что она дает другим ученикам. Много хороших отзывов можно услышать в адрес других наших филологов – Р.Л. Шукаевой и Н.В. Усовой. Ведь все они будят в нас любовь к тайнам и загадкам пера!
Литература – это всегда что-то личное. Она воспитывает в нас Граждан своего Отечества. Она становится первым лекарством в трудную минуту. Дай Бог, чтобы на добрых книгах воспитал наш живописный «Петербург» своих Достоевских!

…мой дальний берег детства, где звучит аккордеон…
Совсем иначе, похоже, дело обстоит с музыкой. В былые времена поселок Пржевальское гремел на всю область славой своего духового оркестра. Многие ребята добились значительного успеха на музыкальной стезе. Сегодня оркестр еле-еле существует, испытывая огромную потребность в музыкантах. Да и инструменты, кажется мне – совсем не идеал.
Школе искусств (сейчас в ней остались только народное, духовое и фортепьянное отделения) все досталось с советских времен. Постоянные проблемы с учебниками, нотами, проблемы с отоплением и т.д. Кроме того, неналаженная инфраструктура – практически нет никакого сообщения с центром. «Дети, говорит преподаватель отделения народных инструментов ДШИ Елена Ивановна Боброва, нигде не выступают, нас никуда не приглашают, нет никакого поощрения их занятий – отсюда слабо выраженный интерес к музыке, к народным инструментам». Конечно, школе самой не надо сидеть на месте, а стоит занять более активную позицию. Хотя, возможно, активности как раз не хватает со стороны учеников. Значительную роль в музыкальном образовании детей берет на себя школа общеобразовательная. И там – опять Елена Ивановна. Она преподает музыку в начальных классах. Песни ученики исполняют под аккордеон. Чем не «реклама» народного музыкального инструмента? Именно занятия в школе, уверена она, позволяют возбудить хотя бы какой-нибудь интерес к музыке. «Например, когда мы изучали Шуберта, – далее рассказывает Е.И. Боброва, – я пригласила прямо на урок девочку, которая у меня разучивала одно произведение этого композитора. Она его нам сыграла. Детишкам очень понравилось ее выступление. …Очень мало детей, кто хочет заниматься народными инструментами. Можно отметить Аню Шукаеву, Настю Матюхову, Оксану Козлову. Но детей-то и самих становится все меньше. Уже который год в Пржевальскую школу набирают только по одному первому классу».
С нового учебного года Елена Ивановна будет возглавлять Дом творчества при поселковой школе. А имея больше возможностей, ей будет проще реализовывать новые творческие планы. В конце беседы мы с ней договорились наметить сотрудничество в рамках сайта «О Крае Демидовском» (http://pore4ye.narod.ru/). Поэтому уже через несколько месяцев у Вас, уважаемый читатель, по всей видимости, появится возможность следить за работой Дома творчества через Интернет. (Кстати, подобные планы наметились и в отношении поселковой библиотеки).

Как сложно возродиться из пепла!
двери б пошире - и из Дома Культуры получился хороший гараж
Дом Культуры – не феникс, не та мифическая птица, которая, сгорая, вновь возрождается из пепла. После пожара десятилетней давности организации так и не удалось набрать обороты. И главная причина – отсутствие необходимого здания. Будем надеться, что после передачи клуба (так называют ДК в простонародье) Демидовскому отделу культуры, решение этой проблемы снова встанет на повестке дня.
Не смотря на все трудности и недостаток финансирования (а это очевидный факт), ДК все же работает. 11 августа у меня состоялся телефонный разговор с директором Дома Культуры Васильковым Андреем Владимировичем, и он любезно ответил на все мои вопросы:
Корр.: ДК этим летом замечательно подготовил праздник на Ивана Купалу. Какие еще значительные мероприятия могут ждать жители поселка в этом году?
В.А.В.: В сентябре мы проведем митинг и концерт по поводу дня освобождения Смоленщины.
Корр.: Я слышал о планах провести День поселка Пржевальское. Они имеют под собой реальную основу?
В.А.В.: Если на это администрация выделит средства, то праздник будет.
Корр.: В каких направлениях работает ваша организация?
В.А.В.: Это, прежде всего, концертная работа, митинги. Работаем с детьми, пожилыми, инвалидами. Как известно, в декабре как раз проходит декада инвалидов.
Корр.: ДК ведет активную работу со школьниками, не так ли? Существует ли деловой контакт между ДК и общеобразовательной школой?
В.А.В.: Да. Через преподавателей. В.Н. Усова ведет фольклорное, драматическое отделения, народный театр; С.В. Новикова – танцевальное. Кроме того, у нас есть свои работники, не связанные со школой. Это А.М. Рыжикова (кружок «Умелые руки») и В.И. Рыжиков (кружок игры на гитаре).
Корр.: Цели культуры – в формировании потребности в творчестве, в приобщении к нему. Как вы считаете, какие из этих целей достигаются трудами работников Дома Культуры?
В.А.В.: Мы серьезно занимаемся с детьми художественной самодеятельностью, а значит, формируем у них потребность в творчестве.
А такая потребность у нового поколения действительно есть. Недавно встретился с Ксенией Базь (11 класс), лауреатом конкурса «50 лучших классных проектов». Ее проект праздника Дня нашего поселка был опубликован в №№57/58 «Поречанки» за этот год. И меня порадовало, что она полна решимости реализовать свой проект. И кто знает – может, уже в следующем году население поселка встретится на празднике своего «города».

(читать продолжение)

Печать

Хостинг от uCoz