Печать
Зимний дворец за лужайкой около администрации п.Пржевальское (моя фантазия)

Очерки о культуре «второй столицы»

(читать начало)
23.08.2006, СБ
В прошлый раз мы с читателем поговорили о литературе, музыке «второй столицы», упомянули о театральной деятельности местного Дома культуры. О театре у нас еще будет разговор, а сегодня мы подумаем о том, какие «зрелища» может предложить поселок своим жителям и гостям.

П. Пржевальское – поселок курортного типа. Скорее всего, этот статус – аванс, надежда, что со временем это звание он сможет оправдать. Да, у нас есть санаторий – и ни одной гостиницы. Немного (совсем чуть-чуть!) начинает развертываться обслуживающий сектор, но времяпрепровождение в кафе вряд ли можно назвать культурным. это могли сделать сами пржевальцы У нас замечательная природа, которую, однако, никто не холит и не лелеет, словно бы позволяя туристам и самим поселянам оставлять после отдыха в лесу мусор и бытовые отходы.
Провести досуг в демидовском Питере с пользой для души не так-то просто. Конечно, мы не включаем сюда такие варианты, как чтение книг или визит в дендропарк, который находится не в самом поселке, а в его окрестностях. Выйдя из «домашнего заточения», оказывается, что посетить практически нечего. В этот список попадают два музея – Н.М. Пржевальского и партизанской славы. Еще есть возможность побывать в школьном музее, который тоже заслуживает большого внимания. Семь часов в неделю открыт художественный салон «Золотой Птах». Этим летом в визит-центре национального парка проходит выставка картин А.З. Вуймина, члена Союза художников. К сожалению, на этом список стремится к завершению.

Выставку Артура Захаровича Вуймина с удовольствием посещают и аборигены поселка и приезжие. По крайней мере я не знаю ни одного человека, кто пожалел бы о том, что крупицу свободного времени он посвятил соприкосновению с творчеством нашего художника. Нашего – потому что он коренной житель северной жемчужины Смоленщины. Искусством увлекался с раннего детства. После службы в армии поступил на художественно-графический факультет Смоленского педагогического института. Был одним из самых лучших студентов. По окончании вуза (1982 год) долгое время занимался преподавательской деятельностью: сначала работал в Пржевальской МСОШ, затем в Пржевальском филиале Демидовской школы искусств. С 2001 года – свободный художник. За четверть века он успел поучаствовать в 20 выставках: персональных и совместных. Его картины выставлялись на Областной выставке изобразительного искусства работников народного образования и науки, посвященной 1135-летию города-героя Смоленска (12 мая – 1 июня 1998 г.), на которой художник занял второе место «За лирическое и одухотворенное восприятие природы Смоленщины», на других областных и районных выставках, а также в Пржевальской школе и теперь – в «конторе» национального парка.
Прошлым дождливым вторником с Артуром Захаровичем у нас состоялась приятная беседа. Мы поговорили немного о его творчестве. Но направление разговора быстро изменилось. И после вопроса об излюбленном жанре (а таковым оказался пейзаж) мы перешли на тему педагогики и эстетики:

…о воспитании творческой личности
А.З.В.: Когда я вел свое отделение [в Пржевальском филиале Демидовской школы искусств], я воспитывал действительно художников. Я давал задание, и они делали чисто в своей манере свою вещь – они были авторами, чего я не могу сказать о работе музыкальных отделений. Я всегда подсмеивался над нашими учителями – ведь они учат копировать музыку, а не сочинять ее. А скопировать всегда проще.
Корр.: Что бы вы могли пожелать молодому поколению «поречан» и «поозерян»?
А.З.В.: Заниматься любимым делом. Беда России в том, что в России почти каждый занимается не своим делом.

на картины Артура Захаровича не только смотрят - ими еще и восхищаются
…о созерцании
А.З.В.: Когда в Японии туристов приводят на гору Фудзияма их оставляют на целый час в полном покое. Все это время они могут просто любоваться ее красотой. Причем в зависимости от времени суток, сезона и погодных условий их ведут именно в те места, откуда созерцать ее лучше всего. У нас в Пржевальском очень много хороших мест, куда можно отводить туристов, куда можно приходить самим. Например, с устья реки Сапша открывается замечательный вид на заливной луг и на церковь. А с берега около спасательной станции – на Чернецкий остров. Но проходит время, и такие места начинают зарастать камышом, кустарником, олешником, каким-то сорным лесом, от которого их нужно очищать.

В план социально-экономического развития поселка на 2006-2010 гг. входит строительство экологических троп и туристических маршрутов вокруг озера Сапшо в течение 2006-2007 гг. Надеюсь, администрация национального парка учтет пожелания А.З. Вуймина, осваивая полмиллиона рублей на это дело.

Нить с прошлым связующая.
В План развития поселка входит также строительство нового Дома культуры, реконструкция почты, ремонт библиотеки, больницы и школы. Но ничего в Плане не говорится о наших музеях. О таком забвении рассказала мне Евгения Павловна Гавриленкова, заведующая музеев Пржевальского и партизанской славы:
Корр.: 90-е годы обозначили явный застой, если не упадок, культуры нашей страны. Принесли они, похоже, мало хорошего и музейному делу. Изменилось ли отношение государства к вашему делу в настоящем десятилетии?
Е.П.Г.: Не могу сказать, чтобы что-либо изменилось к лучшему. Главное для нас – это финансовая поддержка, а ее как раз и нет.
Корр.: С какими проблемами сталкиваются сейчас музеи, в которых вы являетесь заведующей?
Е.П.Г.: Прежде всего, это материальная сторона – все стареет: здания, стены. Теперь уже докатились и до капитального ремонта. Кроме того, у музейного дела своя специфика. Только рассказывать, проводить экскурсии уже нельзя. Создано много нового, много придумано: использование магнитофона, слайдов, электронной техники. Но всего этого в наших музеях нет. А если бы такая техника и появилась, с ней некому оказалось бы работать. Для этого нужны специалисты, а они сегодня не едут работать на село. Трагедия поселка в том, что мы оторвались от деревни, а городом так и не стали. Как говорится, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Корр.: Насколько часто посещают музеи, в которых вы являетесь заведующей?
Е.П.Г.: Много лет падение интереса людей к музеям, поездкам, походам было еще одной проблемой. Сейчас это уходит, былое равнодушие пережито. Люди были шокированы 90-ми годами. Сейчас все смягчилось, адаптировалось. Посещаемость ощутимо возросла.

кажется, что дом-музей Н.М.Пржевальского простоял не ремонтировался с 19-го века
Память о минувшем, о своих истоках – это то, что делает из человека Человека. У вас, читатель, обязательно хранится дома альбом, в котором найдутся фотографии ушедших «в мир иной» людей. Эти пожелтевшие фотографии хранят память о прошлом. У каждого оно свое. Но все мы живем не по одиночке – мы члены большой семьи, которая называется обществом. У этой семьи тоже есть своя, общая для всех ее членов история, а значит, и память. Музеи одни из первых вступают в борьбу со смертью и забвением. Не стоит обделять их вниманием.

Разговор с Евгенией Павловной на этом не закончился. Она автор многих книг о нашем Богом данном уголке Смоленщины, и я не мог не поинтересоваться, какой очередной подарок она готовит поселянам.
Е.П.Г.: После последней книги «На берегах "Смоленского Байкала"», я занялась работой над книгой о Слободе. Работа шла более двух лет… и всю предыдущую жизнь, ведь материалы не на ветках развешаны – только ходи и собирай, все копится за долгие годы жизни. Работу над этой книгой я уже закончила. Уже сделан компьютерный набор, подобраны иллюстрации, сделаны ссылки. Человек, который этим занимается, должен смонтировать общий вид книги, предложить ее дизайн. Уже в начале сентября все должно быть сделано, после чего ее можно будет показать богатым мира сего, может, кто-то согласиться спонсировать ее печать. Денег у меня для ее публикации нет. Обращалась я и к И.А. Гоголинскому. Ведь это книга о Слободе и для слобожан. В книге я пытаюсь упомянуть как можно больше имен, чтобы люди знали, что прожили жизнь и их имена остались в памяти будущих поколений. Нельзя, чтобы Слобода ушла бесследно, скрылась за высокими бетонными заборами…

Мы много говорили о невнимании к народной памяти со стороны государства. Но всему свойственно возвращаться на круги своя. Еще вчера мемориальная плита, лежащая где-то под открытым небом, не волновала почти никого. Сегодня власти Демидовского района поднимают вопрос о занесении всех памятников в специальный реестр, согласовании его с Центром охраны памятников и определении лиц, ответственных за поддержание их в порядке. Дай Бог, чтобы помнить научились мы все – ведь еще неизвестно, чью голову постиг склероз: молодую или старую.

(читать продолжение)

Печать

Хостинг от uCoz